Вернуться на основной сайт

______________

Ковка и кованные изделия. Качество ковки

Технология обработки металла путем ковки состоит из ряда способов,выбор которых напрямую зависит от характеристик металла и специфики задания,поставленного перед мастером художественной ковки металла.

Кузнечное ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под молота кузнеца выходили самые разнообразные поковки –от небольшого рыболовного крючка до многопудового плуга. Без кузнечной ковки нельзя было обойтись ни плотнику,ни столяру,ни резчику по дереву или камню. Топор и тесло,стамески и долота,сверла и железки рубанков –все эти и многие другие необходимые инструменты изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины и мечи,щиты и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были крестьяне. Кузнец изготовлял подковы и сам подковывал лошадей,ковал серпы и косы,мотыги,вилы,лемехи для плугов,всевозможную домашнюю утварь.

Ворота кованные

Ворота кованные

Кованые изделия могут украсить и современную жилую комнату,и класс,и помещение школьного музея. Небольшие кованые вещи,такие,как светильники,подставки для книг,ручки для дверей,можно изготавливать в школьной мастерской. Материалом могут служить отобранные в металлоломе всевозможные прутки,полоски,уголки,трубы. Нужно подбирать металл,содержащий как можно меньше углерода,то есть мягкий,ковкий. Обычно при ударе молотком на его поверхности возникает хорошо заметная вмятина.

Качество кованых изделий

Это понятие состоит из несколько составляющих:

  1. Качество материалов и комплектующих;
  2. Качество дизайнерской работы;
  3. Качество слесарных работ;
  4. Качество кузнечных работ;
  5. Качество работы сварщика-сборщика;
  6. Качество зачистки сварных швов;
  7. Качество подготовки изделий к ЛКП покрытиям;
  8. Качество нанесения ЛКП на изделия;
  9. Качество упаковки изделий для доставки на объект к заказчику;
  10. Качество монтажных работ.

Постараемся разложить по полкам все 10 пунктов.

Качество материалов и комплектующих.

Кованная карета. Ландшафт

Кованная карета. Ландшафт

В настоящее время ассортимент материалов для изготовления кованых изделий из металла весьма широк. Это касается как металлопроката и готовых штампованных и литых элементов,так и лакокрасочных материалов. В нашей практике были случаи попыток продажи нам квадрата в виде ромба и рубленой полосы вместо прокатанной. В обоих случаях материал был возвращен обратно на металлобазы и взамен закуплен полноценный прокат на другой металлобазе. Также нередки случаи использования некоторыми нашими коллегами-конкурентами тонкостенной трубы вместо обозначенной в договоре. То же самое касается и лакокрасочных материалов. Очень много откровенной «бодяги» как среди отечественной,так и импортной лакокрасочной продукции. Всего этого заказчик может и не заметить в конечном изделии. Но мы не допускаем использование таких материалов в нашем производстве.  Как говорили раньше:«Лучший контроль-совесть». Имеем в наличии в достатке.

Качество дизайнерской работы

Рынок труда пестрит объявлениями с красочными резюме новоиспеченных и не очень дизайнеров. Молодых и не очень,опытных и не очень,после МГХПА и Мухи,ЖП и МП,с ВП и без ВП. Однако отыскать толкового дизайнера по кованым изделиям среди этой армии вопрос довольно проблематичный. Рисовать красиво могут многие. Однако для грамотного создания эскизов кованых изделий нужно иметь глубокие знания в таких дисциплинах,как история искусств,декоративно-прикладное искусство,разбираться в стилях и направлениях,иметь опыт работы в программах фотошоп и корельские дрова,разбираться в сортаментах металла,уметь «видеть» их в рисунке. И,самое главное,его нельзя назвать полноценным дизайнером по кованым изделиям,если он не нюхал угарный газ и сероводород,который в избытке возле кузнечного горна. Часто встречаются как на рисунке,так и в изделии результаты творения таких офисных «умельцев». Ни идеи,ни стиля,ни чувства меры,ни соответствия архитектурному замыслу объекта. Результат:выкинутые деньги,испорченное надолго настроение. Вывод:на толковом дизайнере экономить нельзя.

Качество слесарных работ

В процессе создания кузнечных изделий из металла часто используются операции резки,гибки,вальцовки,торцовки,шлифовки и т.д. Работа эта не самая сложная,поэтому не самая высокооплачиваемая. Как и следует ожидать,контингент тут в основном довольно веселый:каждый второй любитель огненной воды,каждый третий-частый гость КПЗ,каждый четвертый после МЛС,а каждому десятому без угрызения совести можно вменить убийство Кеннеди.  Какой выход из ситуации,подумал читатель данных строк? Выход простой:наглым образом злоупотреблять глаголами в повелительном наклонении:  нанимать,обучать,контролировать,проверять,наказывать,поощрять,втык дать,увольнять. Далее по кругу. Для справки и общего развития интересующихся скажу по секрету:круг этот замыкается в день прекращения деятельности кузнечного производства.

Качество кузнечных работ

Галыгин бы сказал так:«Кузнецы-народ капризный. И был бы прав. Редко в какой кузне кузнец задерживается больше 5 лет. Обычно 1-2 года. Затем меняет место дислокации,перебирается в другую кузню в поисках счастья. Не находит. Ищет в другой кузнечной мастерской. Снова счастья нет. Винит во всем хозяев,жалуется,что платят мало. Согласен. При нынешних ценах в магазинах и с учетом тяжести и вредности работы кузнец должен зарабатывать не менее 60 тыс. рублей в месяц. Но платить такие деньги получается не всегда. Причин тому масса. И крайне редки случаи,когда в числе причин присутствует причина,именуемая «начальник жадный». Скорее причина в неправильной организации труда,завышенных ожиданиях работника при не слишком завышенных желаниях выкладываться на работе на совесть. Так вот,не найдя счастья в сто двадцать пятой кузне,наш герой решается на отчаянный шаг:открыть свою кузнечную мастерскую. Вот теперь-то уж точно он обретет счастье и станет сказочно богат в кратчайшие сроки. Увы,опыт многих таких начинаний показывает как-раз обратное:кузница закрывается даже не начав толком работать. Причина банальна:работать за молотом и заниматься организацией производственного процесса-это совершенно разные способности и умения. И в одном человеке сочетаются крайне редко. Кроме того,у организатора гораздо более широкий круг задач и обязанностей,которые нужно выполнять. И не важно умеет он это или нет,хочет он этого или нет. Должен выполнить и всё.  В лексиконе организатора нет словосочетания «Это не входит в мои должностные обязанности». Добавим сюда обязанность вести учет,периодические проверки обожаемых разных служб,не совсем соответствующее ситуации поведение некоторых клиентов и становится понятно,что самый счастливый и беззаботный человек на свете-ни кто иной,как организатор кузнечного производства. Но вернемся к нашим кузнецам. Чего мы от него ожидаем? Не так уж и много,но и не мало. Чтобы конечное изделие радовал глаз и далее душу на долгие годы,нужно,чтобы в каждый элемент изделия кузнец вкладывал если не душу,то хотя бы совесть.  Делают это не все и не всегда. И чтобы это было сделано,нужно к кузнецу найти соответствующий подход. И общаться с ним не просто как с работником,а как с творческой личностью.  Да-да,именно так. Кузница-это не отверточное автомобильное производство,  где производственный процесс разделен на  огромное кол-во примитивных операций,которые может выполнить любой 18-летний новичок. Чтобы можно было называться кузнецом художественной ковки,нужно иметь как минимум соответствующую творческую душу. Кроме этого он должен чувствовать металл,уметь неплохо рисовать,уметь делать штампы и приспособления,уметь пользоваться болгаркой,сваркой,наждаком,уметь делать кузнечный инструмент и еще много чего. Как видите,не мало. И всё это приходит с опытом и не ко всем. Становление полноценного кузнеца художественной ковки занимает примерно 8-10 лет в зависимости от природных данных и работы над собой. Поэтому хороший кузнец художественной ковки для кузницы-настоящая находка и все его данные тут же помещаются в папку с надписью «Совершенно секретно» и помещаются в толстенный бронированный сейф с шестью замками.

Качество работы сварщика-сборщика

Ограждения дома. Ковка

Ограждения дома. Ковка

Возможно сварщик-самая популярная рабочая профессия. И вполне можно дать себе право  подумать,что сварщиков пруд пруди. И работа вроде как нехитрая:надел маску,включил аппарат,воткнул электрод,сконтачил массу и вари себе,покуривая ядовитый дым от сварки.  Так думал лет 15 тому назад,тогда еще молодой и неопытный,писатель этих строк. Что же оказалось на деле? А оказалось вот что. Сварщик сварщику рознь. И ой как рознь. Есть сварщики,которые только умеют класть. В смысле сварные швы. Нет,есть конечно и такие,которые «кладут» на работу. Причем с прибором. Но мы в рамках данной статьи обойдем их стороной. Есть сварщики,которые варят только трубы,по которым народное достояние в миллионных и миллиардных количествах кубометров,ежегодно покидая недра нашей необъятной родины,отправляются в безвозвратное путешествие в довольно-таки западную Европу. Это высокооплачиваемые и высококвалифицированные сварщики,но малопригодные в кузнечном производстве. Затронем еще одну,не совсем интересную для нас категорию сварщиков. Это сварщики,которые варят балки на стройке. Тут важнее всего качество сварного шва. Чем прочнее шов-тем лучше.  Эстетическая сторона вопроса никого не волнует. Шов можно вообще не зачищать. Погрешности в 5-10 мм в ту или другую сторону в порядке вещей. Есть еще масса других сварщиков:сварщики-сантехники,сварщики ВОЛС,сварщики полиэтиленовых труб и т.д. и т.п. Но все эти товарищи нам,организаторам кузнечного производства,не совсем товарищи. А какие же сварщики нужны нам? Что они такое должны уметь,чтобы угодить нам,последователям дела Гефеста?  Так вот,в кузнечном производстве сварщику помимо умения класть качественный сварной шов необходимо уметь делать еще массу других полезных вещей:читать чертежи и эскизы,уметь выдержать диагонали,углы и радиуса,иметь некоторый опыт в слесарных работах,уметь варить петли,иметь прямые и растущие,откуда следует руки,в конце концов. Если при всех этих положительных качествах сварщик еще и непьющий,то таких сварщиков мы,как правило,заносим в Красную Книгу.

Качество зачистки сварных швов

Пример покраски и зачистки швов

Пример покраски и зачистки швов

Про эту часть работы особо долго говорить мы не будем,так как операция это довольно примитивная. Тут нужны минимальные навыки работы с углошлифовальной машиной. Но,важно соблюсти баланс между эстетической стороной вопроса и прочностью конечного изделия. Некоторые «вылизывают» сварной шов так,что там от 2 миллиметровой стенки трубы остается кусок не толще офисной бумаги. Такое не допустимо,так как идет в ущерб прочности изделия. Но и оставлять недочищенный сварной шов также нельзя. Страдает эстетическая сторона вопроса и изделие в этом месте «мозолит» глаз заказчику.   Зачистка сварного шва должна производиться до его выравнивания со стыкуемыми элементами. При этом задевать зачистным кругом болгарки сами сваренные элементы нежелательно. Потому как после покраски это место неприятно выделяется. Так что хотя операция зачистки сварных швов кованых изделий и примитивная,но всё же требует некоторой сноровки и опыта.

Качество подготовки изделий к ЛКП покрытиям

Здесь также нет особой хитрости,если конечно,вопрос не касается удаления старых ЛКП покрытий при реставрации кованых изделий.  Удаление старой краски гораздо более трудоемкая,тяжелая,продолжительная во времени и к тому же неприятная операция. Тут можно прибегнуть к помощи пескоструйки,если объем работы большой. Если нет,тогда приходится пользоваться разными кислотами для размягчения и последующего удаления вручную старой краски. Малоприятная работа. Что касается подготовки к покраске новых,ранее непокрашенных изделий,то тут всё просто. Нужно запастись хорошей хлопчатобумажной ветошью,растворителем 646,резиновыми перчатками и респиратором. Желательно промывать изделие растворителем в 3 этапа для полного удаления всей грязи,жира и прочего безобразия,которое может помешать сладкой парочке металл+краска. Если при сварке элементов пользовались электродуговой сваркой,то  предварительно нужно еще удалить брызги металла,которые образуются при сварке,  разлетаются по всей площади изделия и налипают там.

Качество нанесения ЛКП на изделия

На первый взгляд может показаться,что ничего сложного в этом нет. Подумаешь,разбавил краску,процедил,залил в пульверизатор,включил компрессор и дуй себе,когда не лень. Но на самом деле найти хорошего маляра по металлу не менее сложная задача,чем найти хорошего сварщика. Наверное,каждый видел крашеные жидкими красками изделия из металла с огромным количеством подтеков,напоминающих сопли у млекопитающих обитателей голубой планеты в разгар эпидемии гриппа. Малоприятное зрелище. Это результат работы неопытного маляра. Чтобы избежать этого,нужно соблюдать много правил. Попробуем перечислить:правильно подобранный разбавитель,правильная консистенция краски,правильно подобранное давление на выходе компрессора,настроенное сопло пульверизатора,наличие отстойника и влагоудерживающего и жироудерживающего фильтра в магистрали,правильно подобранная температура окружающего воздуха и изделия,которое мы собираемся красить. Но всё это можно помножить на ноль,если руки у маляра растут не из того места. А чтобы руки были откуда надо растущими,нужно хорошо работать головой,читать специализированную литературу,совершенствовать свои навыки. Делают это далеко не все.  И получают на выходе пораженные пандемией гриппа кованые изделия с соплями.    Лечится ампутацией. То есть удалением подтеков механическим способом и перекрашиванием изделия заново.

Качество упаковки изделий для доставки на объект к заказчику

Итак,изделие сварено,зачищено,обезжирено,покрашено и даже высушено. Можно,казалось бы,уже с облегчением вздохнуть. Но не тут то было. Если погрузить изделие в машину «как есть»,то доедет оно до объекта в довольно поцарапанном виде. Чтобы этого не случилось,нужно изделие правильно упаковать. Использовать для этой цели можно бумагу,картон,стрейч-пленку,ткань и прочие материалы. Если предполагается транспортировка в машине не одного,а партии изделий,скажем секций кованых заборов,то между секциями нужно также ставить проставки. Но лучше всего для транспортировки заборных секций подходит автомобиль,оборудованный «пирамидой». Нужно еще учесть такой момент. Если изделие до конца не просушено,упаковывать его нельзя ни в коем случае. Время сушки «на отлип» и время полного высыхания-это разные вещи. Упаковывать изделие можно только после полного высыхания. Часто новички на этом «прокалываются». Проверяют на отлип,и,если не липнет,упаковывают. В результате на объекте при распаковке кованого изделия нашему взору может предстать весьма безобразное зрелище.  Прилипший упаковочный материал оставляет на непросохшем изделии высокохудожественный узор,который заказчик не заказывал. И,конечно же,платить ни за узор,ни за само изделие,заказчик в таком случае не станет. И будет прав.

Качество монтажных работ

Правильная установка кованных изделий

Правильная установка кованных изделий

Монтаж кованых изделий-это финальная часть основной работы. Почему основной? Потому что после монтажа изделий художественной ковки часто приходится делать дополнительные работы,которые,как правило,оплате не подлежат:уборка своего мусора,подкраска сварных швов и мелких царапин,образовавшихся при монтаже,демонстрация и сдача изделия и работ заказчику и т.д. Также,иногда патинирование кованых изделий делается после монтажа.   Какие в этом процессе критерии качества? На что нужно обратить внимание? Это тема для очень долгого разговора. Монтаж,как правило,самая ответственная часть заказа. Неправильным монтажом можно свести на нет все предыдущие усилия всех мастеров:дизайнеров,кузнецов,сварщиков и т.д. Приходилось видеть многое:и обвалившийся кованый навес с покрытием из поликарбоната,и перила с установленные не по уровню,и ворота,створки которых стоят на разной высоте,и даже кованое балконное ограждение на 3-м этаже коттеджа,установленное при помощи обычных гвоздей на керамическую плиту. Внимание при монтаже нужно обращать на всё. Тут играет роль любая мелочь,которая может в будущем обернуться большими проблемами. Допускать на монтаж непрофессиональных монтажников с минимальным опытом работы весьма нежелательная идея. Перечислять все нюансы и мелочи можно на 5-ти страницах и в рамках данной статьи представляется невозможным. Вкратце можно посоветовать обратить внимание на крепежные элементы и материалы (анкера,саморезы,дюбеля и т.д.) и применимость их для монтажа на данной несущей поверхности. Для полнотелого кирпича-это одно,для пустотелого кирпича-другое,для пеноблоков-третье. Также советуем обратить внимание на сортамент трубы,используемой в качестве столбов для ворот,глубину установки столбов при монтаже заборов и ворот,на марку пескобетонной смеси. Что касается монтажа кованых козырьков и навесов из поликарбоната,тут вопрос шире и сложнее. Более подробную информацию по монтажу разных кованых изделий по отдельности там также можно найти.

Покраска и защита кованных изделий

Любые металлические кованые изделия,независимо от сферы их применения,подвергают нескольким этапам завершающей отделки. Такая обработка улучшает внешний вид готового изделия,повышает его эксплуатационные свойства,продлевает срок службы,поверхность становится более прочной и выразительной. Заказчики нередко выбирают патинирование –обработку,которая искусственно старит кованое изделие. Такие заборы,решетки,ворота,калитки,садовая мебель,элементы интерьера,лестничные и каминные ограждения зачастую включают в себя фрагменты,имитирующие старины изделия,такие как кованые цветочные розетки,оригинальные орнаменты,пики и переплетения. Патинирование в данном случае позволяет добиться максимально возможной схожести со старинными коваными конструкциями.

Элемент ковки без покраски. Коррозия металла

Элемент ковки без покраски. Коррозия металла

Главным врагом металлических кованых изделий является коррозия. В особенности это относится к изделиям,которые используется на открытом воздухе и подвержены влиянию атмосферных осадков. Это кованые лавочки,ворота,козырьки,кованые вывески,фонарные столбы,различные заборы,калитки и ограды,выполненные методом художественной ковки металла. Завершающая отделка позволяет защитить готовое изделие от окисления и преждевременных повреждений. Специальные покрытия позволяют значительно повысить коррозийную устойчивость изделий к влиянию окружающей среды.

Не менее популярны и надежны такие методы завершающей отделки кованых изделий как кварцевание,полировка,воронение и оксидирование.

Кварцевание представляет собой механическую обработку щеткой с металлическим ворсом. В процессе изделие художественной ковки покрывается слоем 3% серного поташа. Это необходимо для того,что подчеркнуть рельеф и линии. Полировка также относится к механической обработке и главное целью этой работы является идеально гладкая поверхность с зеркальным блеском. Для этого используют абразивные материалы в виде мелкодисперсных порошков или паст,в состав которых входят частички кремния,мела,извести,оксида хрома или оксида алюминия,паста ГОИ. Это может быть ручная полировка при помощи нетканого материала (фетр,войлок,замша) или работа с полировочными кругами.

Воронение или иными словами покрытие кованого изделия тонкой пленкой оксида железа – наиболее распространенный способ завершающей отделки поверхности. Этот метод защиты изделий применяется на протяжении многих столетий. На сегодняшний день технология стала значительно проще и доступнее,что позволило удешевить процесс и соответственно готовое изделие.

Цена изящества.

Порой сложно ограничить истинного мастера в его творении,особенно в финансовых вопросах при создании кованых предметов. Необходимо,чтобы профессионал сделал предварительный осмотр  объекта:дом,участок,балкон,которые требуют придания им изящности и великолепия,чтобы  определить ориентировочную стоимость заказа. Цена всегда зависит от сложности заказа: кованая беседка с виноградными гроздьями будет отличаться по цене от резной скамейки для дачного сада.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика